Школьная система России долгие годы была научно – просветительской, учитель в ней был информатором, сообщающим знания, но сейчас наше образование переходит на научно-гуманную основу, в которой роль учителя отличается тем, что:
на первом месте стоит создание условий для воспитания социально активной личности;
учитель должен научить ребёнка учиться – уметь добывать знания самому, при этом за учителем сохраняется роль организатора познавательной деятельности.
Со сменой парадигмы образования изменяется сущностный смысл понятий “образование” и как его составной части - “обучение”: обучение сегодня – это педагогическое конструирование активного взаимодействия ученика с объектом познания, культуры. Роль учителя в том, что он организатор этого конструирования, он управляет процессом познания, т.е. планирует, организует выполнение плана, анализирует достигнутые результаты. Урок был и остаётся основной формой взаимовоздействия учителя и ученика. Современный урок ценен сегодня не только получением информации, но прежде всего, обучением в ходе него различным способам деятельности для получения информации. Современный урок - это такой урок, на котором ученик из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса.
В отличие от традиционного урока, который отвечал требованиям образования конца 20 и начала 21 века, современный урок – это, прежде всего урок, направленный на формирование и развитие универсальных учебных действий (УУД). Выделяют несколько наиболее важных аспектов такого урока.
Первый аспект — Мотивационно – целеполагающий.
Цель современного урока должна быть конкретной и измеряемой. Цель можно отождествить с результатом урока. Результатом урока является не успеваемость, не объем изученного материала, а приобретаемые УУД учащихся ( такие как способность к действию, способность применять знания, реализовывать собственные проекты, способность социального действия, т.е.). Вместе с этим, следует отметить, что такой подход на уроке не отрицает значения знаний, он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания.
К новым образовательным целям урока относятся цели, которые учащиеся формулируют самостоятельно и осознают их значимость лично для себя.
Второй аспект современного урока - Деятельностный аспект
Новым смыслом урока является решение проблем самими школьниками в процессе урока через самостоятельную познавательную деятельность. Проблемный характер урока с уверенностью можно рассматривать как уход от репродуктивного подхода на занятии. Чем, больше самостоятельной деятельности на уроке, тем лучше, т.к. учащиеся приобретают умения решения проблем, информационную компетентность при работе с текстом. Современный урок отличается использованием деятельностных методов и приемов обучения таких, как учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.[1]
Из этих слов следует, что современный урок – это такой урок, когда учащийся может сказать, что сам под руководством преподавателя добывает и усваивает новые знания, исследует факты и делает выводы, когда он может проявить собственное «я». Это процесс сотрудничества, сотворчества учителя и ученика. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи. Суть этого подхода может быть выражена в свернутой формуле: «деятельность – личность», т.е. какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности.
Для построения урока в рамках ФГОС важно понять, какими должны быть критерии результативности урока:
1. Цели урока задаются с тенденцией передачи функции от учителя к ученику.
2. Учитель систематически обучает детей осуществлять рефлексивное действие (оценивать свою готовность, обнаруживать незнание, находить причины затруднений и т.п.)
3. Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе.
4. Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы.
5. Учитель эффективно (адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески.(игры).
7. Учитель добивается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы.
8. Учитель стремиться оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи.
9. Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока.
10. Учитель принимает и поощряет, выражаемую учеником, собственную позицию, иное мнение, обучает корректным формам их выражения.
11. Стиль, тон отношений, задаваемый на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
12. На уроке осуществляется глубокое личностное воздействие «учитель – ученик» (через отношения, совместную деятельность и т.д.)
Анализируя литературу по проблеме можно выделить ряд основных требований, которые предъявляются к современному (системно-деятельностному) уроку химии:
1. Урок построен на единстве двух образовательных целей – деятельностнойи предметно-дидактической; деятельностная цель связана с формированием универсальных учебных действий (на химическом содержании), а предметно-дидактическая – с усвоением основ химической науки (согласно Шаталову М.А.).
2. Урок ориентирован на достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов, в том числе через решение заданий-ситуаций (контекстные, творческие задачи и исследовательские практикумы).
3. Урок реализует межпредметные связи как на уровне содержания обучения (межпредметные понятия – «атом», «молекула», «явление»), так и на уровне учебно-познавательной деятельности учащихся и еѐ технолого-методического сопровождения (формирование универсальных учебных действий).
4. Урок обеспечивает вовлечение школьников в проблемно-поисковую деятельность с целью достижения запланированных образовательных результатов (проблемный урок, урок-исследование и т.д.).
5. Обучающийся является субъектом своей учебно-познавательной деятельности, реализуя себя в различных ее видах (проблемно-поисковая, проектная, учебно-исследовательская, игровая).
6. Совместная деятельность учителя и обучающихся направлена на решение системы учебно-познавательных задач, обеспечивающих движение к запланированным образовательным результатам.
7. Обучающийся работает в той или иной мере самостоятельно, сотрудничая с учителем и одноклассниками (в паре или группе, в том числе и выполняя химические эксперименты).
8. Наряду с внешним оцениванием образовательных достижений учащихся реализуетсяи их внутреннее оценивание, т.е. самооценивание каждым учеником себя на том или ином этапе урока (успешность достижения поставленной задачи, сотрудничество в группе, эмоциональное отношения к рассматриваемой проблеме и т.д.).
9. Личная значимость предлагаемой учителем информации, возможность применять ее в различных жизненных ситуациях («Вещества и процессы вокруг нас», «Решение экологических проблем», «Решение практикоориентированных ситуаций»).
10. Полифункциональный и дифференцированный подход к организации практических и лабораторных работ по химии, а также демонстрационных экспериментов и химических практикумов (использование технологии проблемного обучения и проектно-исследовательских технологий).
11. Обновление предметного содержания с учетом современных направлений развития химической науки и возможность его адаптации к возрастным особенностям обучающихся (использование комплекса кейсов, контекстных и творческих задач).
12. Демократический стиль организации урока, возможность дифференциации обучения химии с учетом индивидуальных особенностей обучающихся. Учитель в роли модератора, тьютора (наставника).
Проверенные электронные ресурсы к уроку химии:
Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов
Сеть творческих учителей |
1 |
Все для учителя «Химии» от издательского дома «1 сентября» |
В свободном доступе. |
|
2 |
Учительский портал |
ЦОРы по всем 3предметным областям |
|
3 |
Социальная сеть работников образования nsportal.ru |
По всем предметным областям |
|
4 |
Электронный учебник по общей химии |
В свободном доступе. |
|
5 |
Интеративный учебник по органической химии |
В свободном доступе. |
|
6 |
Малый ЕГЭ по Химии |
В свободном доступе. |
|
9 |
Издательство Бином. Лаборатория знаний. Все предметы |
В свободном доступе. |
|
10 |
«Алхимик» Электронный журнал для преподавателей, школьников и студентов, изучающих химию. Включает методические рекомендации для учителей химии, справочники, биографии великих химиков, разделы "Веселая химия", "Химия на каждый день" и много другой интересной и полезной информации. |
Регистрация \ часть в свободном доступе |
|
11 |
«Занимательная химия» |
Регистрация \ часть в свободном доступе |
|
13 |
Мир химии. Содержит химические справочники, историю создания и развития периодической системы элементов (ссылка "Музей"), описание химических опытов с различными элементами, сведения из основных областей химии (органическая, агрохимия, геохимия, экохимия, аналитическая химия, фотохимия, термохимия, нефтехимия), раздел химических новостей, ссылки на полезные ресурсы Интернета и т.д. |
В свободном доступе |
|
14 |
Химия. Образовательный сайт для школьников. Электронный учебник по химии для средней школы, пригодный для использования как в обычных, так и в специализированных классах, а также для повторения материала в выпускном классе и для подготовки к экзаменам. На сайте опубликован ряд приложений: таблица Менделеева, таблица электроотрицательностей элементов, электронные конфигурации элементов и др., а также задачи для самостоятельного решения. |
В свободном доступе |
|
16 |
Органическая химия. Электронный учебник по органической химии для средней школы. В учебнике излагаются теоретические основы органической химии и сведения об основных классах органических веществ. Приводятся рекомендации по решению задач. Учебные тексты сопровождаются большим количеством графических иллюстраций и анимаций, в том числе трехмерных. |
В свободном доступе |
|
19 |
Гипермедиа обучающий учебник "Общая и неорганическая химия для WWW" Фрагменты гипермедийного учебника по органической химии, включает основные положения органической химии. Содержит графические и анимационные иллюстрации. |
В свободном доступе |
|
Химический ускоритель – список документов Базы данных электронной справочно-информационной системы "Химический ускоритель".. Содержит ссылки на учебные пособия (глоссарий терминов, используемых в органической и физической органической химии, толковый словарь по стереохимии, классификатор классов органических соединений и др.); справочники по методам органической химии (справочник по именным реакциям, именные реакции в синтетических методах органической химии, классификатор реагентов по типам реакций и др.); справочники по фосфорорганическим соединениям. |
|||
Химическая страничка. Задачи для олимпиад по химии, описание интересных химических опытов, словарь химических терминов, сведения из геохимии (происхождение и химический состав некоторых минералов). |
|||
Банк педагогического опыта. Банк передового педагогического опыта в преподавании химии. Опубликованы следующие разработки: реферат по химии на тему "Вода", примерный план КВН по химии, тестовые работы (9 класс) разного уровня сложности, методические указания "Экологическое образование и воспитание учащихся при обучении химии в 8 классе", ролевая игра на уроке химии на тему "Производство серной кислоты", "Получение ацетатного волокна путем применения газа озона", подробное описание уроков на тему "Первоначальные химические понятия" и "Углеводы" и др. |
|||
ценный материал по теме: "соли", химия 11 класс(углубленный), подготовка к ЕГЭ |