Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Просмотров: 146 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 29.03.2021 | Комментарии (0)

(слайд 1) Применение современных образовательных технологий, платформ дистанционного обучения в процессе подготовки к ЕГЭ для достижения высоких результатов: успехи, проблемы, перспективы

(слайд 2) В течение ряда лет результаты ЕГЭ выпускников  нашего района стабильно ниже средних результатов по Новосибирской области, это снижает их конкурентоспособность при поступлении в ВУЗы, где химия является профилирующим предметом (медицинский университет, технологические факультеты НГТУ и т.д…). Надо констатировать, что отдельные учащиеся демонстрируют высокие результаты – это 98 баллов в прошедшем учебном году (а в соответствии со шкалой этого года такие первичные баллы соответствуют 100 тестовым), но это единичные случаи.

Выбирая химию для сдачи ЕГЭ, дети изначально должны себя настраивать на то, что школьной программы для успеха не хватит.

(слайд 3) Даже с первой тестовой частью иногда возникают проблемы, а предугадать, что попадется в последующих, крайне тяжело. Именно поэтому в таких случаях необходимо использовать логику, а она дана далеко не всем.  Экзамен по химии в формате ЕГЭ никогда не был простым, его всегда было трудно сдавать, но задания этого года превзошли все самые черные прогнозы и ожидания. ЕГЭ по химии в 2020 году действительно выходил за рамки школьной программы, формулировки заданий и типы задач не соответствовали заданиям демоверсии ФИПИ.  Скорее, это были задания на уровне крепкого первокурсника. Я могу назвать сразу несколько факторов, из-за которых экзамен можно считать сложным: банк заданий прилично обновили, было много подводных камней. Плюс формулировки оказались сложными буквально с первых задач. А ситуация, когда даже самые первые задания вызывают сложности, выбивает из колеи. Все последующие в таком случае кажутся еще более сложными и нерешаемыми. Первые задания ориентированы на знания, полученные в 8–9-м классах. Если они не получаются, уверенность у человека сразу пропадает.

(слайд 4) То, что экзамен изменился, — это неплохо. Наоборот — даже хорошо, потому что теперь упор делается на понимание каких-то вещей, а не на натаскивание. Лично я при подготовке к экзамену старалась давать детям наиболее сложные и интересные задания — была уверена, что многие из них сложнее реального экзамена. Некоторые спрашивали: «Почему мы такое решаем, если на экзамене задания другие и легче?». Расчёт был на то, что дети, увидев реальные КИМы, поймут, что они решали что-то посерьёзнее, и выдохнут. Но на деле получилось, что уровень сложности на экзамене даже превышал те задания, о которых мы с ними говорили. Но раз экзамен поменяли, то и мы будем меняться и не стоять на месте. Прежнего доверия к составителям ЕГЭ досрочных вариантов, сборников ФИПИ уже точно не будет, на них мы больше не ориентируемся. К сожалению, и работу СтатГрада в этом году подвели. Теперь мы будем давать максимум, чтобы дети понимали, что они должны впитать этот максимум и справиться на экзамене.

(слайд 5) Даже если у ребёнка есть учебник углубленного уровня, разобраться с ним должным образом одному — очень сложная задача. Не все дети могут организовать себе такое обучение, а во многих школах количество часов химии оставляет желать лучшего. Где-то, например, предусмотрен только час этого предмета в неделю, а преподаватель может оказаться биологом, а не химиком, и не знать многих аспектов.

Использование ЦОР и ЭОР предоставляет учащимся: доступ к нетрадиционным источникам информации; повышение эффективности самостоятельной работы; появляются совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, способствуют повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и преподавателя. Необходимые знания и умения можно совершенствовать посредством информационно-образовательной среды  «Фоксфорд» и образовательного портал для подготовке к экзаменам "Решу ЕГЭ" (обучающая система Дмитрия Гущина). Неплохое подспорье для выпускников дистанционные курсы, такие, например, как «Химия. ЕГЭ с Лией Менделеевой».

(слайд 6) Но в этом случае ученики, а вместе с ними и учитель, остаются в зависимости от составителя  и не могут активно влиять ни на наполнение, ни на уровень сложности материалов. Принципиально другие возможности предоставляет площадка сетевого дистанционного обучения Новосибирской области. Даже не являясь автором курса, а только получив возможность работать в нем, учитель легко насыщает контент нужной ему информацией, создает и загружает собственные задания, без труда организует обратную связь с учениками.

Все последние изменения, рекомендации и методическую помощь самого высокого профессионального уровня можно получить в сообществе учителей химии на НООС, модератором которого является Лапина Юлия Владимировна. Кроме того, в сообществе создана ветка форума для обмена опытом по разбору сложных вопросов и публикации материалы для подготовки к ЕГЭ, ОГЭ.

... Читать дальше »

Просмотров: 191 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 24.08.2020 | Комментарии (0)

           

Дистанционное обучение, как одна из новых форм образовательных услуг базовой школы

Процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации сопровождается развитием и совершенствованием информационной техники и технологии. В обществе создаются материальные и организационные предпосылки для развития единой информационной образовательной среды, способствующей овладению учащимися основами информационной культуры, создающей условия для модернизации содержания образования, развития новых образовательных технологий.

Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности. В настоящее время, со стремительным нарастанием объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь  детям стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске. Соответственно, стоит задача создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать их творческий потенциал

C 2011-2012 учебного года прекрасным помощником в организации подобной работы стало использование электронного дневника (Дневник.ru)

Зарождение же дистанционных технологий в чистом виде было обусловлено многими причинами, одной из важнейших являлась помощь детям с ограниченными возможностями в получении полноценного качественного образования. В образовательных учреждениях зачастую есть дети-инвалиды, которые, по состоянию здоровья, не всегда могут посещать школу. Кроме того, обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем.

В результате включения учащихся в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у школьников формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни.

В 2010 году для обучения детей-инвалидов наша школа вступила в областной эксперимент по дистанционному обучению такой категории .

Дети-инвалиды, имеющие возможность посещать школу получили доступ не только к образовательным ресурсам сети Интернет, но и к полнотекстовым электронным документам российских и зарубежных библиотек, за счет личностного общения с педагогом идет как образовательный так воспитательный процесс, большое внимание уделяется профоринтационной работе со старшеклассниками.

Изучив опыт московской «i-Школы», был разработан проект дистанционного обучения детей-инвалидов. Целью проекта являлось создание в МКОУ СОШ №1 наряду  с традиционными формами  обучения образовательной структуры для организации дополнительного образования детей-инвалидов с различными нарушениями здоровья, путём интеграции дистанционного обучения.

Проект охватывал группу детей с сохранным интеллектом и учителей, каждому из которых для контакта с учениками был предоставлен  ноутбук и высокоскоростной Интернет.

Была создана инициативная группа из учителей школы, которые в очно-дистанционной форме прошли подготовку в Новосибирском государственном педагогическом университете по разработке курсов дистанционного обучения с помощью сетевых технологий. Педагоги не только ознакомились с методикой создания интерактивных уроков, но и выработали единый подход к созданию учебных модулей, выбрали формы и методы преподавания для наиболее эффективного обучения будущих учащихся. В результате были созданы дистанционные курсы «Основы общей химии», «химия 9 класс» (Черкасова Е.М.); «волшебная сила слова (части 1 и 2)»(Жильникова Л.В., Тишонок И.М.), курсы прошли рецензирование в Новосибирском  институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и размещены на портале дистанционной школы.

Стоит отметить, что дистанционные технологии позволяют повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов и учащихся, получить навыки работы с услугами и сервисами сети Интернет.

От  школы в проекте принимают участие 2 ученика  с сохранным интеллектом без нарушений моторики рук и зрения. Кроме этого учителями школы осуществляется обучение 25 детей из Тогучинского, Чановского, Устарского районов и города Новосибирска.

Реализация национального проекта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья позволит решить проблему информационного – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также устранение информационного и социального неравенства.

Наконец, в прошедшем учебном году в школе стартовал еще один этап дистанционного обучения, мы включились в проект "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" с использованием функционального и образовательного ресурса Информационно-образовательной платформы для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий. Версия 2.0. («TS-distant learning. Version 2.0») (далее Система дистанционного обучения), разработанной специалистами НП «Телешкола». В настоящее время осуществляется образовательный процесс учащихся 4—10 классов с использованием технологий дистанционного обучения по химии, информатике, русскому языку, физике, основам светской этики, а также подготовка к аттестационным процедурам по итогам учебного года и сдаче ГИА / ЕГЭ. В дистанционное обучение выключены ученики Серебрянской, Базовской, Алексеевской, Ужанихинской, Воздвиженской и  Михайловской СОШ

Учителя, задействованные в сетевом обучении прошли курсы повышения квалификации для организации учебно-воспитательного процесса в дистанционной форме.
Обучение проводилось очно и с использованием технологий дистанционного обучения.13—15 декабря 2011 г. приняли участие в   семинаре, в рамках которого педагогические работники ознакомились со структурными и функциональными возможностями СДО, а также с содержанием сетевого образовательного ресурса. По результатам обучения получили сертификаты установленного образца, подтверждающие повышение квалификации по направлению «Дистанционные образовательные технологии: методики и способы их использования в условиях организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях».

Ресурс «ТЕЛЕШКОЛА» доступен и понятен детям, навигация проста,  материал изложен доступным языком, хорошо иллюстрирован, снабжен большим количеством видео- и аудиоматериалов. Задания логичны и корректны, присутствуют в курсе в большом количестве, что позволяет организовать индивидуальную работу в темпе доступном каждому ученику. Дополнительные материалы в модулях дают возможность ученикам, замотивированным на изучении предмета, получить интересующий их материал. Каждый модуль снабжён ключевым вопросом, отвечая на который, обучающиеся ни просто констатируют факты, а  анализируют, сравнивают, делают обобщения и формулируют свои мысли, что, безусловно, работает на формирование компетентностного подхода в обучении.

К сожалению, сложностью в работе является низкая скорость Интернета в сельских школах, что не позволяет в полной мере использовать кинофрагменты и анимированные материалы, которыми богат ресурс. (долго прогружаются, зачастую, время ожидания истекает еще до  того, как ученик загрузит файл). При работе с сельскими группами скорости Интернета недостаточно для проведения видеоконференций и онлайн-уроков (по сути такой формой не удалось воспользоваться ни разу).

Обучающиеся с большим желанием занимаются в сетевой дистанционной школе, с нетерпением ждут такие уроки. По результатам анкетирования  более 80% учеников положительно отзываются о новой форме обучения, что в свою очередь, сказывается на повышении мотивации к обучению, заинтересованности предметом, положительно влияет на качество знаний. Так показатели обученности химии по теме: «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций» у восьмиклассников прошлого и текущего учебного года, можно констатировать, что уровень понимания и использования знаний и навыков возрос в среднем н ... Читать дальше »

Просмотров: 407 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

 

С 1 сентября 2010 года наша школа  работает по  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).

Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:

  • создание для каждого ребёнка ситуации успеха;

  • повышение учебной мотивации;

  • поощрение активности и самостоятельности;

  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

  • формирование умения учиться;

  • содействие индивидуализации образования.

     

    Основными функциями портфолио являются:

  • диагностическая;

  • содержательная;

  • развивающая;

  • мотивационная;

  • рейтинговая.

     

    В состав портфолио, для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью ученика, входит:

    подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, ре ... Читать дальше »

Просмотров: 420 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

«Нестандартные стандарты»
(введение ФГОС ООО:первый опыт, проблемы, перспективы)

 

Кто начинал работу над каким-либо новым проектом знаком с проблемой «первого шага». Его всегда трудно сделать, не допустив ошибку при выборе направления и целевых ориентиров. Как гласит народная мудрость, «когда точно не знаешь, куда плыть, ни один ветер не будет попутным», на первый же взгляд новые образовательные стандарты оставляют ощущение нестандартности и вызывают растерянность. Сегодня уже всем ясно: в «новое» время со старыми стандартами «войти» нельзя. Введение новых образовательных стандартов - это веяние времени, но сомнений и сложностей вместе с тем остается достаточно много.

И мы сделали свой выбор, наше образовательное учреждение в 2010 году одними из первых начали работать в соответствии с ФГОС НОО, а с 1 сентября 2012 года вступило в эксперимент, связанный с организацией образовательного процесса, обеспечивающего переход к работе по ФГОС ООО, таким образом, в этом учебном году по новому стандарту будут обучаться уже восьмые классы.

То, что нам будет нелегко, было ясно уже в самом начале пути. Школа, которая долгое время является опытно-экспериментальной площадкой района и которая привыкла жить в режиме инноваций, все равно столкнулась с целым рядом противоречий и проблем.

В данной ситуации мы четко осознавали, что этапу внедрению ФГОС в основную школу должен предшествовать очень важный этап подготовки образовательного учреждения и всего педагогического коллектива к его реализации. Были внесены изменения в основную образовательную программу, разработаны нормативные локальные акты, регулирующие деятельность участников образовательного процесса в соответствии с требованиями реализации стандартов. Мы серьезно подошли к анализу потенциальных возможностей образовательного учреждения (педагогических, методических, кадровых и материально-технических.

Все педагоги школы прошли курсовую подготовку по вопросам введения ФГОС.

Внимательно в школе отнеслись и к оснащению школьных кабинетов. Рабочее место ученика и учителя были оборудованы в соответствии с требованиями организации современной школьной информационно-образовательной среды.

Материально-технические возможности школы позволяют организовать урочную и внеурочную деятельность эффективно, мобильно: каждая минута, проведённая в школе призвана дать ребёнку положительный опыт общения, позволить проявить себя активной, творческой личностью.

С ребятами работают высококвалифицированные педагоги, они обладают глубоким уровнем методической подготовки, активно используют ситемно-деятельностный подход; владеют инструментами коммуникации.

 

На данном этапе качество образования определяется способностью ученика применять свои знания при решении практических проблем и задач. В условиях введения новых стандартов смысловым ориентиром становится развитие личности ребенка, а не «получение знаний». Творческая активность учащихся, успех обучения во многом зависит от личности учителя.

Особое место в реализации ФГОС ООО играет внеурочная деятельность, которая построена с учётом пожеланий самих учеников силами школы и во взаимодействии с учреждениями дополнительного образования: домом детского творчества, музыкальной школой, детско-юношеской библиотекой, РДК «Заря». Разработана система школьных коллективных творческих дел

Каковы же промежуточные результаты обучения по стандартам? В декабре 2014 года прошла оценка динамики читательской грамотности 5,7 классов. Успешность выполнения работы выше средних показателей по Новосибирской области.

В апреле 2015 года учащиеся 4 и 6 классов успешно прошли процедуру оценки качества предметных достижений проводимую «Новосибирский институт мониторинга и развития образования», лучшие результаты мониторинга по продемонстрировали обучающиеся 4а класса (учитель Мельникова Н.А.), десять учеников преодолели порог «лучших» результатов.

Ученики с удовольствием участвуют в мероприятиях, конкурсах и олимпиадах различного уровня и имеют уже первые результаты. Победителями и призерами муниципального этапа предметных олимпиад в прошлом учебном году стали 8 учащихся начальных 12 учеников средних классов, обучающихся по ФГОСам. Третий год в районе проходит фестиваль творческих проектов дошкольников и школьников начальных классов, победителями и призерами за это время стали семеро ребят.

... Читать дальше »

Просмотров: 369 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ №1

заместитель директора по УВР Черкасова Е.М.

На современном этапе особое внимание уделяется модернизации общего образования. Деятельность коллектива МКОУ СОШ №1 в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе "Наша новая школа".

В национальной образовательной инициативе обозначены 6 основных направлений развития общего образования:

  • переход на новые образовательные стандарты;

  • развитие системы поддержки талантливых детей;

  • совершенствование учительского корпуса;

  • изменение школьной инфраструктуры;

  • сохранение и укрепление здоровья школьников;

  • расширение самостоятельности школ.

Данная инициатива является основным политическим документом государственной образовательной политики, которая определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым обучающимся, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должен продемонстрировать ученик, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.

Введение ФГОС ООО является сложным и многоплановым процессом.

 

Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта является постоянное методическое сопровождение.

 

Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.

Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа администратора и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.

В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.

Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект методической работы школы «Методическое сопровождение введения ФГОС в школе».

Старт проекту дал педагогический совет «Концепция образовательных стандартов второго поколения: традиции и инновации» (ноябрь 2010 год) , ... Читать дальше »

Просмотров: 446 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

Система работы МКОУ СОШ №1 с молодыми и малоопытными специалистами

Работа с молодыми специалистами, а также с вновь прибывшими педагогами в нашей школе традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы. Эта деятельность особенно важна в свете выполнения задач Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Стратегии Инновационного развития России на период до 2020года, Приоритетного национального проекта «Образование», развития а также реализации плана действий по модернизации общего образования Томской области.

Профессиональная адаптация педагога в нашем понимании -это процесс активного приспособления личности к новым условиям труда, вхождения его в систему многосторонней деятельности, общения и установление взаимоотношений с педагогическим, родительским, ученическим коллективами. Профессиональная адаптация зависит не только от приобретения знаний и сформированности профессиональных умений и навыков, но и от наличия профессионально значимых личностных качеств. Успешное становление учителя в личностном и профессиональном плане происходит, когда он приступает к самостоятельной работе. Молодой учитель, начинающий свою педагогическую деятельность в школе, нередко теряется. Знаний, полученных в вузе, достаточно, но школьная практика показывает, что начинающим учителям не хватает педагогического опыта. Сложности вызывают вопросы дисциплины и порядка на уроке, методический аспект урока, оформление документации, осуществление классного руководства. Следующая проблема, с которой сталкивается большая часть молодых педагогов, - адаптационно- коммуникативная. Она связана с тем, что молодой специалист попадает в незнакомую для него учительскую среду – педагогический коллектив. От коммуникабельности на первых пора зависит не только общий успех работы учителя, но и уровни самооценки и притязаний. Специфические особенности учительского труда и профессиональные возможности каждого учителя, отсутствие опыта, разрыв между знаниями и умениями приводят к разнообразным трудностям в период адаптации. Как следствие происходит не всегда оправданный отток молодых учителей, не нашедших себя в выбранной профессии. Поэтому молодым учителям нужна постоянная методическая помощь. От рационального распределения приоритетов в работе с начинающими педагогами зависит эффективность процесса профессиональной адаптации. Чтобы молодые специалисты с первых дней в школе чувствовал себя комфортно и уверенно во всех отношениях, чтобы у них не возникло разочарование в своей профессии, необходимо грамотно простроить работу по их адаптации с постановкой цели и задач.

Цель:

Сформировать профессионально – адаптированного компетентного молодого учителя

Задачи:

  1. Создать условия для профессиональной адаптации молодых учителей в коллективе.

  2. Выявить затруднения в профессиональной практике и принять меры по их предупреждению в дальнейшей работе.

  3. Обеспечить постепенное вовлечение молодых учителей во все сферы школьной жизни.

  4. Включить учителей в самообразовательную и исследовательскую деятельность.

  5. Способствовать формированию творческой индивидуальности молодого учителя.

  6. Развивать профессиональное мышление и готовность к инновационным преобразованиям.

    Приход в школу молодых учителей - это профессиональное испытание для них и широкое поле деятельности для администрации школы и педагогического коллектива. Предлагаем вашему вниманию распределение направлений работы с молодыми и малоопытными учителями в нашем образовательном учреждении. Приложение № 1

    Начинающие самостоятельную деятельность педагоги обнаруживают, какой огромный объем работы им предстоит выполнить в кротчайшие сроки: написать тематические планы, подготовить планы уроков для разных классов, занять статусное положение в коллективе, наладить отношения с учащимися, коллегами, администрацией, родителями. И здесь на помощь им приходит созданная в школе система наставничества. Она включает в себя: творческую лабораторию молодых и малоопытных учителей, наставника, администрацию школы, руководителей научно-методических объединений и творческих групп. Наш девиз при организации деятельности по адаптации молодых педагогов: «Не поучать, не противопоставлять, а сотрудничать». Гибкая и мобильная система наставничества – это одна из наиболее эффективных форм профессиональной адаптации, которая способна оптимизировать процесс повышения профессиональной компетентности молодого учителя, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Мы выделяем несколько направлений повышения профессионального мастерства:

  1. Углубление научных знаний и повышение научно – методического уровня

  2. ... Читать дальше »

Просмотров: 373 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

СЦЕНАРИЙ

ЗАСЕДАНИЯ МЕТОДИЧЕСКОГО СОВЕТА

ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ФГОС НОО образования обучающихся с ограниченными возможностями

Эпиграф: «Особое внимание должно быть сосредоточено на создании условий для полноценного включения в образовательное пространство и успешной социализации детей с ограниченными возможностями здоровья». (Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа»).

Цель: организовать работу по введению ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ в условиях школы №1

Задачи:

  1. оценить работу школы по организации обучения детей с ОВЗ

  2. ознакомиться с приказами № 1599 от 19.12.2014 Минобрнауки «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)», № 1598 от 19.12.2014 Минобрнауки «Об утверждении ФГОС НОО образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

  3. Определить круг задач, которые необходимо решить до начала введения ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и ОВЗ

Место проведения: МКОУ СОШ №1 Чулымского района

Время проведения: 11.03.2015

Форма проведения: организационно-деятельностная игра (ОДИ) с использованием методики А.Г. Ривера

 

1 ЭТАП.

1) Открытие заседания. Тема, цели и задачи заседания методического совета «Новые ФГОС для детей с ОВЗ и умственной отсталостью». Черкасова Е.М. председатель методического совета МКОУ СОШ №1(слайд 1,2)

 

2) Организация внимания участников заседания через определение своей позиции(самоопределение): «Возможна ли качественная организация инклюзивного обучения детей с ОВЗ и умственной отсталостью в общеобразовательной школе? Чему и как учить таких детей?» (слайд 3)

 

3) Вводная часть:

Установочный доклад Коржовой Н.М., председателя школьной медико-педагогической комиссии с информацией о детях имеющих стат ... Читать дальше »

Просмотров: 367 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 25.02.2017 | Комментарии (0)

Научно-практическая конференция

«Мои педагогические исследования»

 

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ - КАКОЙ ОН?

Автор работы: Черкасова Елена Михайловна

МКОУ СОШ №1

Чулымского района

 

2014

В тексте президентской инициативы «Наша новая школа» Д. Мендеведев заявляет: “Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.»

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии учителя был сделан: П.Ф.Каптеровым, Ф.Н. Гоноболиным, Э.А.Карандашевым, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецким, Ю.Н. Кулюткиным, А.И. Щербаковым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной.

Актуальность данной работы определяется её направленностью на изучение одной из фундаментальных проблем педагогической психологии, а именно проблемы личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого резко трансформируется в условиях перехода на ФГОС и старения педагогических кадров с другой стороны. В школе работают преданные делу, ответственные люди, но в силу привычки сложно адаптируются к новым требованиям, предъявляемым государственными стандартами – проектная работа, работа в группах, формирование УУД и т.д., но на данный этап времени большинство учителей преодолели первый шок и адаптировались к новым социальным запросам общества, учеников и их родителей.

Цель исследования заключается в изучении соответствия идеального и реального образа учителя.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что идеальный образ современного педагога соответствует реальному образу. Это предположение составляет гипотезу моей исследовательской работы.

Объектом исследования является личность учителя.

Предмет исследования – соответствие идеального и реального образа учителя.

Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач:

1. В психолого-педагогической литературе рассмотреть требования к личностным качествам педагога.

2. Определить образ учителя в восприятии и понимании учеников и родителей и самих учителей.

3. Обосновать диагностические методы исследования для выявления соответствия идеального и реального образа учителя.

4. Сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирический метод: анкетирование, контент-анализ;

3) методы качественной и количественной обработки эмпирических данных: t-критерий Стьюдента;

4) методы моделирования и содержательной интерпретации.

Используемые методики: Методика диагностики межличностных отношений Лири, модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №1 Чулымского района с участием 35 учащихся 10 классов , 30 родителей и 20 педагогов.

 

  1. Теоретико-методический анализ образа учителя в педагогической  литературе

1.1 Психологические требования к личности педагога

Ещё в конце XIX веха П. Ф. Каптерев, [5, c.35] выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя.Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А. К. Маркова [5, c.37] относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте. Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу». «Педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога, Л. М. Митина[5, c.42]  соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя. Приведу список этих свойств: - вежливость, - вдумчивость, - взыскательность, - впечатлительность, - воспитанность, - внимательность, - выдержка и самообладание, - гибкость поведения, - гражданственность, - гуманность, - деловитость, - дисциплинированность, - доброта, - добросовестность, -доброжелательность, - идейная убеждённость, - инициативность, - искренность, - коллективизм, - политическая сознательность, - наблюдательность, - настойчивость, - критичность, - логичность, - любовь к детям, - ответственность, - отзывчивость, - организованность, - общительность, - порядочность, - патриотизм, - правдивость, - педагогическая эрудиция, - предусмотрительность, - принципиальность, - самостоятельность, - самокритичность, - скромность, - справедливость, - сообразительность, - смелость, - стремление к самосовершенствованию, - тактичность, - чувство нового, - чувство собственного достоинства, - чуткость, - эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязании, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н. Е. Кузьминой [5, c.37], личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только перв ... Читать дальше »

Просмотров: 420 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 13.02.2017 | Комментарии (0)

 

САМОАНАЛИЗ

Учителя химии МКОУ СОШ №1 Чулымского района

Черкасовой Елены Михайловны

 В течение пяти лет, прошедших после предыдущей аттестации, продолжаю  работать над проблемой формирования естественнонаучного мировоззрения  у учащихся посредством обучения химии. Понимая под мировоззрением не только сложившуюся систему определенных обобщенных знаний о природе, но и принципы, взгляды, ценности, готовность к их реализации и защите на практике, наличие активной жизненной позиции, считаю, что учебно-исследовательская деятельность может стать средством личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.

         С 2012 года МКОУ СОШ №1 Чулымского района в пилотном режиме работает в соответствии с ФГОС ООО, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому главный акцент в обучении делаю на развитие умений работать с информацией, формирование стиля мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. Современный уровень развития общества дает практически каждому человеку возможность найти свое место в жизни, но чтобы быть не щепкой в бури волн, человек должен владеть научным методом познания в современном информационном мире.  Проработав в школе практически четверть века, имею возможность сравнивать учеников по их отношению, как к обучению, так и к планам на свое будущее. После периода растерянности  и  метения, через который прошла и вся наша страна и школа, как ее неотъемленный элемент,  у современной молодежи видны тенденции растущей тяги к знаниям и образованию в широком смысле этого слова. Чулымская МОУСОШ №1 – крупное муниципальное учреждение со сложившимся стилем преподавания и крепкими традициями. Основной образовательной программе школы нашло конкретное отражение и место химии, как неотъемлемой части естественно-научного образования. Мои  выпускники имеют достаточно хорошими предметные знаниями, которые подтверждаются как при сдачи выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ(приложение 1,2), так и постшкольной ориентацией. В течение последних лет происходит рост выпускников продолжающих обучение в ВУЗах, где профилирующими предметами является химия (приложение 3), для них исследовательский тип мышления, сформированный в школе становится реальным фундаментом успешного овладения выбранной профессии. Но одновременно с тем, наша школа относится  к адаптивным школам для всех, и, естественно, есть определенная часть выпускников, для которых школа – единственное место, где целенаправленно идет формирования их критического мышления и багаж знаний, навыков и умений, полученных здесь останется с человеком на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование исследовательского типа мышления путем интеграции урочной и внеурочной форм деятельности при обучении химии.

     Ориентируясь на  поставленную цель, считаю важным решение конкретных задач обучения и воспитания

  • Школьное образование на ряду с познавательной функцией

    (передачей социального опыта) должно реализовывать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологической возможности каждого ребенка). Следовательно, задачей процесса обучения является не просто освоение химии, но  расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности посредством интеграции естественно-научных знаний.

  • < >

    Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.

  • Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, углубленная подготовка к ней

  • Способствовать профориентации выпускников

     Мировоззрение формируется у двух сторон социокультурного взаимодействия, а не только у учащихся, так как в межличностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие, идет формирование коммуникативных универсальных учебных действий.

     Формирование исследовательских навыков осуществляю придерживаясь следующих принципов

  • Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим)

  • Принцип сознательности (как проблемы, цели и задачи, так и хода исследования и его результатов)

  • Принцип самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживания его, то есть через собственный опыт)

  • Принцип наглядности

    Развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознания. Согласно теории Ж.Пиаже, особенностью когнитивного развития подростков является развитие мышления на уровне формальных операций. Мышление подростка требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от мышления взрослого лишь в том. Что у него меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры. Химия изучается в традиционной школе лишь с восьмого класса, поэтому, естественно, учащиеся приходят к нам уже имея и определенную сумму знаний о природе, и умения, и  сформировавшееся отношение к ученическому труду. Этапы организации исследовательской работы условно разделяю на три этапа:

  • 5-7-е классы – подготовительный этап. Дети получают первичные знания по химии, видят пример старших учеников на занятиях пропедевтического кружка «Химия для младшего брата», участвуя в работе школьного научного общества «Фильтр», руководство котроым я осуществляю более десяти лет..

  • 8-9 классы – развивающий этап. Обучающиеся получают базовые знания химии, дети, интересующиеся предметом, посредством элективных курсов в рамках предпрофильного обучения углубляют и расширяют знания, на уроках идет целенаправленное обучение работе как по традиционным технологиям, так ив рамках проектного метода, осваиваются информационные технологии. Дети пробуют свои силы на школьных и районных учебно-исследовательских конференциях, участвуют в олимпиадах и конкурсах.(приложение 4)

  • 10-11 классы – этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности, включающий в себя углубление и расширение знаний по химии на уроках в классах базового и профильного обучения, контакты с высшими учебными заведениями, участие в интернет проектах, выполнение под руководством учителя крупных проектов межпредметного содержания.(приложение 4,5)

         Такой подход, с одной стороны, обеспечивает достаточно глубокое понимание и усвоение химии, а с другой стороны, обучает методологии, которая в принципе универсальна и применима в любой научной, инженерной, природоохранной  и других практиках, в любом поле деятельности, которое после школы изберет учащийся. Впоследствии приобретенные навыки позволят при необходимости сделать менее болезненным профессиональную переориентацию.

     В условиях базисного учебного плана ФК ГОС 2004 года (10-11 классы) и государственных образовательных стандартов (8-9 классы), соответствующих им стандартизированных учебных планов, ООП МКОУ СОШ №1 Чулымского района, сетки часов, типовых программ формирование естественнонаучного мышления только посредством уроков химии невозможно. На традиционных уроках  возможно дать только начальные минимальные знания основных законов и закономерностей химии. Решению этой задачи способствует учебно-методический комплекс: линейный курс химии-Габриелян О.С. «Химия 8,9 классы» ООО «Дрофа», 2013 год, имеющий гриф ФГОС и рекомендованный Министерством образ ... Читать дальше »

Просмотров: 351 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 04.02.2017 | Комментарии (0)

Воскресенье, 05.05.2024, 15:23
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz