Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Февраль » 25 » Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио
15:08
Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

Рекомендации по организации системы внутренней накопительной оценки достижений учащихся. Портфолио

 

С 1 сентября 2010 года наша школа  работает по  Федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования. Новый стандарт устанавливает совокупность требований к личностным, метапредметным и предметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования (далее ООП НОО).

Система оценивания результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования включает разнообразные методы. Одним из оптимальных методов получения интегральных оценок является портфолио. Портфолио позволяет отследить результаты усилий, затраченных ребёнком в различных видах деятельности на протяжении определённого времени (в данном случае – период обучения в начальной школе), осуществлять контроль динамики развития и формирования индивидуальных способностей каждого ребёнка.

Цель портфолио ученика начальной ступени обучения – сбор, систематизация, хранение и презентация результатов развития ребёнка, его достижений, способностей, склонностей, интересов.

Портфолио является современным инструментом оценивания результатов, с помощью которого раскрываются индивидуальные способности каждого ребёнка, повышается его самооценку и, помимо всего перечисленного, решает ряд важных педагогических задач:

  • создание для каждого ребёнка ситуации успеха;

  • повышение учебной мотивации;

  • поощрение активности и самостоятельности;

  • развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности;

  • формирование умения учиться;

  • содействие индивидуализации образования.

     

    Основными функциями портфолио являются:

  • диагностическая;

  • содержательная;

  • развивающая;

  • мотивационная;

  • рейтинговая.

     

    В состав портфолио, для характеристики сторон, связанных с учебной деятельностью ученика, входит:

    подборки работ, демонстрирующие нарастающие успешность, объём и глубину знаний, достижение более высоких уровней творчества, рефлексии;

    систематизированные материалы текущей оценки;

    материалы итогового тестирования и/или результаты выполнения итоговых комплексных работ.

    В портфолио включены и иные материалы внеурочной деятельности.

     

    Единых требований к структуре портфолио на данный момент не существует. Поэтому к созданию портфолио каждый учитель подходит творчески, учитывая особенности учеников класса. Исходя из опыта, предлагаю примерный вариант структуры портфолио ученика начальной ступени обучения:

    Титульный лист.

    Раздел «Мой мир».

    Раздел «Я познаю мир».

    Раздел «По лестнице знаний».

    Раздел «Подводим итоги».

    Содержание.

     

     

    Создание портфолио - это совместная деятельность ребёнка, родителей и учителя. Где учитель – организатор, родители в первом классе – соучастники, во втором, третьем и четвёртом классах – заинтересованные наблюдатели и, если присутствует необходимость, помощники, а ребёнок – творец. Творческих успехов учителям, родителям и детям! Все эти методы, однако, служат основой для дифференцированной (аспектной) оценки. А для получения более точной и объективной картины все же недостаточно отслеживать только отдельные стороны или проявления отдельных способностей ученика – как в отношении освоения им/ей системы знаний, так и в отношении освоения способов действий. Надо быть уверенным в том, что вся совокупность данных действительно дает целостное, а не разрозненное представление об учебных достижениях ребенка, о достижении им/ею тех планируемых результатов обучения, которые адресованы учащимся, а тем самым – и Требований стандарта.

    Поэтому система должна быть дополнена методами, позволяющими получать интегральную оценку, оценивающую суммарный результат наших усилий, который можно определенным образом связать с достижением того или иного уровня компетентности, по крайней мере – в решении учебных задач.

    Методами, служащими цели получения интегральных оценок, являются также портфолио, выставки и презентации крупных целостных законченных работ, отражающие результаты усилий, затраченных детьми на протяжении длительного времени и требующих для своего выполнения активизации различных сторон учебной деятельности – от навыков организации своего процесса учения до отражения уровня освоения формальной системы знаний.

     

    Итак, учитель, выполняющий в целом все требования описанной выше технологии, имеет следующую совокупность данных об отдельных сторонах учения ребенка и его учебных достижениях.

    Первое условие, естественно, относится к возможности независимой перепроверки результатов иными лицами (например, родителями или инспектором). Отсюда следует, что все – или наиболее значимые – промежуточные результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и хранится в определенной системе, т.е. входить в портфолио ребенка. Учитель должен иметь возможность по первому требованию предъявить эти результаты любому заинтересованному лицу, обладающему соответствующими полномочиями запрашивать данную информацию, равно как и иметь возможность обосновать правомерность и правильность выставленной итоговой оценки.

    Соблюдение этого условия требует дополнительных усилий со стороны учителя, однако, оно же в значительной степени повышает и эффективность его труда. Разумный компромисс видится в том, что необходимо тщательно отработать минимальный и достаточный состав документации, способов его заполнения и хранения. Последнее резко упростится, если использовать с этой целью информационные технологии.

    Второе условие связано для учителя с необходимостью получить необходимую квалификацию в области использования внутренней системы оценивания, выстроенного на критериальной основе

    Если отвлечься от сделанных оговорок, то в идеале в состав портфолио каждого ребенка для характеристики сторон, связанных с его/ее учебной деятельностью, могут (должны) входить:

  1. подборка детских работ, которая демонстрирует нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней рассуждений, творчества, рефлексии. Такими работами (в рамках обсуждаемых предметов) могут быть, как показывают приводимые выше описания различных учебных задач и ситуаций, учебных и проверочных материалов.

     

    Совокупность этих материалов, как представляется на этом этапе разработки, дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление – как в целом, так и по отдельным аспектам, – об основных достижениях конкретного ученика, его продвижении во всех наиболее значимых аспектах обучения в начальной школе.

     

Просмотров: 422 | Добавил: Cherkasova_e_m | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Суббота, 18.05.2024, 18:17
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz