Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Февраль » 13

Научно-практическая конференция

«Мои педагогические исследования»

 

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ - КАКОЙ ОН?

Автор работы: Черкасова Елена Михайловна

МКОУ СОШ №1

Чулымского района

 

2014

В тексте президентской инициативы «Наша новая школа» Д. Мендеведев заявляет: “Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.»

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии учителя был сделан: П.Ф.Каптеровым, Ф.Н. Гоноболиным, Э.А.Карандашевым, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецким, Ю.Н. Кулюткиным, А.И. Щербаковым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной.

Актуальность данной работы определяется её направленностью на изучение одной из фундаментальных проблем педагогической психологии, а именно проблемы личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого резко трансформируется в условиях перехода на ФГОС и старения педагогических кадров с другой стороны. В школе работают преданные делу, ответственные люди, но в силу привычки сложно адаптируются к новым требованиям, предъявляемым государственными стандартами – проектная работа, работа в группах, формирование УУД и т.д., но на данный этап времени большинство учителей преодолели первый шок и адаптировались к новым социальным запросам общества, учеников и их родителей.

Цель исследования заключается в изучении соответствия идеального и реального образа учителя.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что идеальный образ современного педагога соответствует реальному образу. Это предположение составляет гипотезу моей исследовательской работы.

Объектом исследования является личность учителя.

Предмет исследования – соответствие идеального и реального образа учителя.

Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач:

1. В психолого-педагогической литературе рассмотреть требования к личностным качествам педагога.

2. Определить образ учителя в восприятии и понимании учеников и родителей и самих учителей.

3. Обосновать диагностические методы исследования для выявления соответствия идеального и реального образа учителя.

4. Сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирический метод: анкетирование, контент-анализ;

3) методы качественной и количественной обработки эмпирических данных: t-критерий Стьюдента;

4) методы моделирования и содержательной интерпретации.

Используемые методики: Методика диагностики межличностных отношений Лири, модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №1 Чулымского района с участием 35 учащихся 10 классов , 30 родителей и 20 педагогов.

 

  1. Теоретико-методический анализ образа учителя в педагогической  литературе

1.1 Психологические требования к личности педагога

Ещё в конце XIX веха П. Ф. Каптерев, [5, c.35] выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя.Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А. К. Маркова [5, c.37] относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте. Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу». «Педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога, Л. М. Митина[5, c.42]  соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя. Приведу список этих свойств: - вежливость, - вдумчивость, - взыскательность, - впечатлительность, - воспитанность, - внимательность, - выдержка и самообладание, - гибкость поведения, - гражданственность, - гуманность, - деловитость, - дисциплинированность, - доброта, - добросовестность, -доброжелательность, - идейная убеждённость, - инициативность, - искренность, - коллективизм, - политическая сознательность, - наблюдательность, - настойчивость, - критичность, - логичность, - любовь к детям, - ответственность, - отзывчивость, - организованность, - общительность, - порядочность, - патриотизм, - правдивость, - педагогическая эрудиция, - предусмотрительность, - принципиальность, - самостоятельность, - самокритичность, - скромность, - справедливость, - сообразительность, - смелость, - стремление к самосовершенствованию, - тактичность, - чувство нового, - чувство собственного достоинства, - чуткость, - эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязании, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н. Е. Кузьминой [5, c.37], личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только перв ... Читать дальше »

Просмотров: 422 | Добавил: Cherkasova_e_m | Дата: 13.02.2017 | Комментарии (0)

Суббота, 18.05.2024, 16:29
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz