Статистика |
Онлайн всего: 2 Гостей: 2 Пользователей: 0 |
|
Главная » 2017 » Февраль » 04
САМОАНАЛИЗ
Учителя химии МКОУ СОШ №1 Чулымского района
Черкасовой Елены Михайловны
В течение пяти лет, прошедших после предыдущей аттестации, продолжаю работать над проблемой формирования естественнонаучного мировоззрения у учащихся посредством обучения химии. Понимая под мировоззрением не только сложившуюся систему определенных обобщенных знаний о природе, но и принципы, взгляды, ценности, готовность к их реализации и защите на практике, наличие активной жизненной позиции, считаю, что учебно-исследовательская деятельность может стать средством личностного развития и формирования мировоззрения через сотрудничество учителя и ученика.
С 2012 года МКОУ СОШ №1 Чулымского района в пилотном режиме работает в соответствии с ФГОС ООО, в основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, поэтому главный акцент в обучении делаю на развитие умений работать с информацией, формирование стиля мышления. Важным условием выживания и работы человека в информационном мире становится овладение методом научного познания мира или так называемого исследовательского стиля мышления. Это способ обработки любой информации и формирования выводов. Исследовательское мышление дает каждому человеку шанс на самореализацию. Современный уровень развития общества дает практически каждому человеку возможность найти свое место в жизни, но чтобы быть не щепкой в бури волн, человек должен владеть научным методом познания в современном информационном мире. Проработав в школе практически четверть века, имею возможность сравнивать учеников по их отношению, как к обучению, так и к планам на свое будущее. После периода растерянности и метения, через который прошла и вся наша страна и школа, как ее неотъемленный элемент, у современной молодежи видны тенденции растущей тяги к знаниям и образованию в широком смысле этого слова. Чулымская МОУСОШ №1 – крупное муниципальное учреждение со сложившимся стилем преподавания и крепкими традициями. Основной образовательной программе школы нашло конкретное отражение и место химии, как неотъемлемой части естественно-научного образования. Мои выпускники имеют достаточно хорошими предметные знаниями, которые подтверждаются как при сдачи выпускных экзаменов в форме ОГЭ и ЕГЭ(приложение 1,2), так и постшкольной ориентацией. В течение последних лет происходит рост выпускников продолжающих обучение в ВУЗах, где профилирующими предметами является химия (приложение 3), для них исследовательский тип мышления, сформированный в школе становится реальным фундаментом успешного овладения выбранной профессии. Но одновременно с тем, наша школа относится к адаптивным школам для всех, и, естественно, есть определенная часть выпускников, для которых школа – единственное место, где целенаправленно идет формирования их критического мышления и багаж знаний, навыков и умений, полученных здесь останется с человеком на всю дальнейшую жизнь. Именно поэтому целью своей педагогической деятельности считаю формирование исследовательского типа мышления путем интеграции урочной и внеурочной форм деятельности при обучении химии.
Ориентируясь на поставленную цель, считаю важным решение конкретных задач обучения и воспитания
-
Школьное образование на ряду с познавательной функцией
(передачей социального опыта) должно реализовывать психологическую функцию (создание условий для формирования внутреннего субъективного мира личности с учетом уникальности, ценности и непредсказуемости психологической возможности каждого ребенка). Следовательно, задачей процесса обучения является не просто освоение химии, но расширение и усложнение индивидуальных интеллектуальных ресурсов личности посредством интеграции естественно-научных знаний.
- < >
Развивать у учащихся исследовательские умения (выявление проблем, сбор информации и т.д.), наблюдение, умение строить гипотезы, обобщать, развивать аналитическое мышление.
-
Раннее раскрытие интересов и склонностей учащихся к научно-исследовательской деятельности, углубленная подготовка к ней
-
Способствовать профориентации выпускников
Мировоззрение формируется у двух сторон социокультурного взаимодействия, а не только у учащихся, так как в межличностном общении обе стороны претерпевают взаимное воздействие, идет формирование коммуникативных универсальных учебных действий.
Формирование исследовательских навыков осуществляю придерживаясь следующих принципов
-
Принцип естественности (проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим)
-
Принцип сознательности (как проблемы, цели и задачи, так и хода исследования и его результатов)
-
Принцип самодеятельности (ребенок может овладеть ходом исследования только через проживания его, то есть через собственный опыт)
-
Принцип наглядности
Развитие личности определяется не только врожденными особенностями, не только социальными условиями, но и внутренней позицией, которая в подростковом возрасте формируется с развитием самосознания. Согласно теории Ж.Пиаже, особенностью когнитивного развития подростков является развитие мышления на уровне формальных операций. Мышление подростка требует способности формулировать, проверять и оценивать гипотезы, то есть оно потенциально готово к научному познанию окружающего мира и себя в этом мире. Интеллектуальный потенциал в подростковом возрасте уже аналогичен интеллекту взрослого человека, принципиальное отличие мышления подростка от мышления взрослого лишь в том. Что у него меньше жизненного и интеллектуального опыта. Освоение исследовательского принципа познания действительности может стать одним из путей вхождения подростка в пространство культуры. Химия изучается в традиционной школе лишь с восьмого класса, поэтому, естественно, учащиеся приходят к нам уже имея и определенную сумму знаний о природе, и умения, и сформировавшееся отношение к ученическому труду. Этапы организации исследовательской работы условно разделяю на три этапа:
-
5-7-е классы – подготовительный этап. Дети получают первичные знания по химии, видят пример старших учеников на занятиях пропедевтического кружка «Химия для младшего брата», участвуя в работе школьного научного общества «Фильтр», руководство котроым я осуществляю более десяти лет..
-
8-9 классы – развивающий этап. Обучающиеся получают базовые знания химии, дети, интересующиеся предметом, посредством элективных курсов в рамках предпрофильного обучения углубляют и расширяют знания, на уроках идет целенаправленное обучение работе как по традиционным технологиям, так ив рамках проектного метода, осваиваются информационные технологии. Дети пробуют свои силы на школьных и районных учебно-исследовательских конференциях, участвуют в олимпиадах и конкурсах.(приложение 4)
-
10-11 классы – этап непосредственной учебно-исследовательской деятельности, включающий в себя углубление и расширение знаний по химии на уроках в классах базового и профильного обучения, контакты с высшими учебными заведениями, участие в интернет проектах, выполнение под руководством учителя крупных проектов межпредметного содержания.(приложение 4,5)
Такой подход, с одной стороны, обеспечивает достаточно глубокое понимание и усвоение химии, а с другой стороны, обучает методологии, которая в принципе универсальна и применима в любой научной, инженерной, природоохранной и других практиках, в любом поле деятельности, которое после школы изберет учащийся. Впоследствии приобретенные навыки позволят при необходимости сделать менее болезненным профессиональную переориентацию.
В условиях базисного учебного плана ФК ГОС 2004 года (10-11 классы) и государственных образовательных стандартов (8-9 классы), соответствующих им стандартизированных учебных планов, ООП МКОУ СОШ №1 Чулымского района, сетки часов, типовых программ формирование естественнонаучного мышления только посредством уроков химии невозможно. На традиционных уроках возможно дать только начальные минимальные знания основных законов и закономерностей химии. Решению этой задачи способствует учебно-методический комплекс: линейный курс химии-Габриелян О.С. «Химия 8,9 классы» ООО «Дрофа», 2013 год, имеющий гриф ФГОС и рекомендованный Министерством образ
...
Читать дальше »
| |
|
|
|
Воскресенье, 22.12.2024, 18:47 Приветствую Вас Гость |
|
|
|