Дистанционное обучение, как одна из новых форм образовательных услуг базовой школы
Процесс постоянного возрастания роли и увеличения объемов информации сопровождается развитием и совершенствованием информационной техники и технологии. В обществе создаются материальные и организационные предпосылки для развития единой информационной образовательной среды, способствующей овладению учащимися основами информационной культуры, создающей условия для модернизации содержания образования, развития новых образовательных технологий.
Актуальность применения новых информационных технологий продиктована, прежде всего, педагогическими потребностями в повышении эффективности развивающегося обучения, в частности, потребностью формирования навыков самостоятельной учебной деятельности. В настоящее время, со стремительным нарастанием объема информации, знания сами по себе перестают быть самоцелью, они становятся условием для успешной реализации личности, ее профессиональной деятельности. В этой связи важно помочь детям стать активными участниками процесса обучения и формировать у них потребность в постоянном поиске. Соответственно, стоит задача создать такую модель учебного процесса, которая позволяла бы раскрывать и развивать их творческий потенциал
C 2011-2012 учебного года прекрасным помощником в организации подобной работы стало использование электронного дневника (Дневник.ru)
Зарождение же дистанционных технологий в чистом виде было обусловлено многими причинами, одной из важнейших являлась помощь детям с ограниченными возможностями в получении полноценного качественного образования. В образовательных учреждениях зачастую есть дети-инвалиды, которые, по состоянию здоровья, не всегда могут посещать школу. Кроме того, обучение на дому делает их оторванными от мира общения со сверстниками и ограничивает образовательные возможности личным общением с учителем.
В результате включения учащихся в открытый образовательный процесс с использованием дистанционных образовательных технологий, у школьников формируются навыки работы с информационными технологиями и предпосылки для получения непрерывного образования с помощью ДО в течение всей жизни.
В 2010 году для обучения детей-инвалидов наша школа вступила в областной эксперимент по дистанционному обучению такой категории .
Дети-инвалиды, имеющие возможность посещать школу получили доступ не только к образовательным ресурсам сети Интернет, но и к полнотекстовым электронным документам российских и зарубежных библиотек, за счет личностного общения с педагогом идет как образовательный так воспитательный процесс, большое внимание уделяется профоринтационной работе со старшеклассниками.
Изучив опыт московской «i-Школы», был разработан проект дистанционного обучения детей-инвалидов. Целью проекта являлось создание в МКОУ СОШ №1 наряду с традиционными формами обучения образовательной структуры для организации дополнительного образования детей-инвалидов с различными нарушениями здоровья, путём интеграции дистанционного обучения.
Проект охватывал группу детей с сохранным интеллектом и учителей, каждому из которых для контакта с учениками был предоставлен ноутбук и высокоскоростной Интернет.
Была создана инициативная группа из учителей школы, которые в очно-дистанционной форме прошли подготовку в Новосибирском государственном педагогическом университете по разработке курсов дистанционного обучения с помощью сетевых технологий. Педагоги не только ознакомились с методикой создания интерактивных уроков, но и выработали единый подход к созданию учебных модулей, выбрали формы и методы преподавания для наиболее эффективного обучения будущих учащихся. В результате были созданы дистанционные курсы «Основы общей химии», «химия 9 класс» (Черкасова Е.М.); «волшебная сила слова (части 1 и 2)»(Жильникова Л.В., Тишонок И.М.), курсы прошли рецензирование в Новосибирском институте повышения квалификации и переподготовки работников образования и размещены на портале дистанционной школы.
Стоит отметить, что дистанционные технологии позволяют повысить уровень информационно-коммуникационной компетентности педагогов и учащихся, получить навыки работы с услугами и сервисами сети Интернет.
От школы в проекте принимают участие 2 ученика с сохранным интеллектом без нарушений моторики рук и зрения. Кроме этого учителями школы осуществляется обучение 25 детей из Тогучинского, Чановского, Устарского районов и города Новосибирска.
Реализация национального проекта по дистанционному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья позволит решить проблему информационного – эффективное решение проблемы образования и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья, а также устранение информационного и социального неравенства.
Наконец, в прошедшем учебном году в школе стартовал еще один этап дистанционного обучения, мы включились в проект "Сетевая дистанционная школа Новосибирской области" с использованием функционального и образовательного ресурса Информационно-образовательной платформы для дистанционного обучения с использованием интернет-технологий. Версия 2.0. («TS-distant learning. Version 2.0») (далее Система дистанционного обучения), разработанной специалистами НП «Телешкола». В настоящее время осуществляется образовательный процесс учащихся 4—10 классов с использованием технологий дистанционного обучения по химии, информатике, русскому языку, физике, основам светской этики, а также подготовка к аттестационным процедурам по итогам учебного года и сдаче ГИА / ЕГЭ. В дистанционное обучение выключены ученики Серебрянской, Базовской, Алексеевской, Ужанихинской, Воздвиженской и Михайловской СОШ
Учителя, задействованные в сетевом обучении прошли курсы повышения квалификации для организации учебно-воспитательного процесса в дистанционной форме.
Обучение проводилось очно и с использованием технологий дистанционного обучения.13—15 декабря 2011 г. приняли участие в семинаре, в рамках которого педагогические работники ознакомились со структурными и функциональными возможностями СДО, а также с содержанием сетевого образовательного ресурса. По результатам обучения получили сертификаты установленного образца, подтверждающие повышение квалификации по направлению «Дистанционные образовательные технологии: методики и способы их использования в условиях организации учебного процесса в общеобразовательных учреждениях».
Ресурс «ТЕЛЕШКОЛА» доступен и понятен детям, навигация проста, материал изложен доступным языком, хорошо иллюстрирован, снабжен большим количеством видео- и аудиоматериалов. Задания логичны и корректны, присутствуют в курсе в большом количестве, что позволяет организовать индивидуальную работу в темпе доступном каждому ученику. Дополнительные материалы в модулях дают возможность ученикам, замотивированным на изучении предмета, получить интересующий их материал. Каждый модуль снабжён ключевым вопросом, отвечая на который, обучающиеся ни просто констатируют факты, а анализируют, сравнивают, делают обобщения и формулируют свои мысли, что, безусловно, работает на формирование компетентностного подхода в обучении.
К сожалению, сложностью в работе является низкая скорость Интернета в сельских школах, что не позволяет в полной мере использовать кинофрагменты и анимированные материалы, которыми богат ресурс. (долго прогружаются, зачастую, время ожидания истекает еще до того, как ученик загрузит файл). При работе с сельскими группами скорости Интернета недостаточно для проведения видеоконференций и онлайн-уроков (по сути такой формой не удалось воспользоваться ни разу).
Обучающиеся с большим желанием занимаются в сетевой дистанционной школе, с нетерпением ждут такие уроки. По результатам анкетирования более 80% учеников положительно отзываются о новой форме обучения, что в свою очередь, сказывается на повышении мотивации к обучению, заинтересованности предметом, положительно влияет на качество знаний. Так показатели обученности химии по теме: «Закон сохранения массы веществ. Химические уравнения. Типы химических реакций» у восьмиклассников прошлого и текущего учебного года, можно констатировать, что уровень понимания и использования знаний и навыков возрос в среднем на 19%.
Отзывы обучающихся 8 классов о работе в ресурсе Телешкола
Ювенко Дарья: «Мне очень нравится работать в Телешколе. Задания интересные и я быстро получаю отметку за свою работу. Вот только иногда сложно зайти на свой аккаунт. Здорово! Все бы уроки были такими……»
Бугров Илья: « Нужно использовать ноутбуки на всех уроках. Мне все нравится, не надо ничего долго и нудно писать, и просто интересно. Предлагаю, сделать 3 урока химии в неделю и 2 из них пусть будут с ноутбуками!»
Квасова Ольга: «На уроках химии интересно работать с компьютерами. Быстрая проверка знаний, не успела выйти из кабинета, как работа уже проверена. А если я что-то не успеваю сделать на уроке, то всегда могу доделать после уроков или дома. Я бы хотела полностью перейти на виртуальное обучение»
Подоляко Светлана: «Я думаю, стоит иногда использовать компьютеры на уроках химии. Мне нравится то, что я всегда могу самостоятельно изучить материал и догнать одноклассников, когда заболеваю. Вот только живые уроки химии я люблю больше»
Филимоненков Алексей: «Я считаю, что занятия химии на компьютерах проводить нужно, так как это интересно и можно повысить умения работать с компьютером, Никаких минусов в таких уроках я не вижу и всегда иду на них с удовольствием.»
Хотя на ряду с положительной оценкой есть и отрицание новой формы работы:
Циганкова Виктория: «Убрать! Я плохо запоминаю тему и считаю, что учитель лучше все объясняет. Понравилась только самопроверка. Ноутбуки долго загружаются, не успеваю сделать задания. Иногда компьютеры «тупят» и не засчитывают правильные ответы. Хочу, что бы скорость была больше, или совсем убрать такие уроки. Мне больше нравятся опыты «в живую» и объяснение учителя – стихи и разные ребусы….»
|