Методическое сопровождение введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ №1
заместитель директора по УВР Черкасова Е.М.
На современном этапе особое внимание уделяется модернизации общего образования. Деятельность коллектива МКОУ СОШ №1 в данном направлении выстроена в соответствии с приоритетами, обозначенными Президентом Российской Федерации в стратегической инициативе "Наша новая школа".
В национальной образовательной инициативе обозначены 6 основных направлений развития общего образования:
-
переход на новые образовательные стандарты;
-
развитие системы поддержки талантливых детей;
-
совершенствование учительского корпуса;
-
изменение школьной инфраструктуры;
-
сохранение и укрепление здоровья школьников;
-
расширение самостоятельности школ.
Данная инициатива является основным политическим документом государственной образовательной политики, которая определяет переход от стандартов, содержащих подробный перечень тем по каждому предмету, обязательных для изучения каждым обучающимся, на новые стандарты - требования о том, какими должны быть школьные программы, какие результаты должен продемонстрировать ученик, какие условия должны быть созданы в школе для достижения этих результатов.
Введение ФГОС ООО является сложным и многоплановым процессом.
Важнейшим требованием к подготовке и обеспечению введения федерального государственного образовательного стандарта является постоянное методическое сопровождение.
Методическое обеспечение включает в себя необходимую информацию, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации профессиональной педагогической деятельности.
Это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, включающий, помимо методического оснащения такие компоненты, как совместная продуктивная работа администратора и педагога; апробация и внедрение в практику более эффективных моделей, методик, технологий; информирование, просвещение и обучение кадров.
В условиях введения ФГОС ООО особенно актуальны вопросы методического сопровождения образовательной практики. В период перехода на новые образовательные стандарты необходима мотивационная и методическая готовность учителей школы. С этой целью в общей системе методической работы мы продумали блок мероприятий по сопровождению педагогов в условиях перехода на ФГОС нового поколения.
Считаем, что на этапе введения нового ФГОС в образовательный процесс наиболее эффективной формой деятельности педагогов является проект. Именно проект позволяет включить всех учителей в коллективную творческую деятельность по освоению нового. Нами был разработан проект методической работы школы «Методическое сопровождение введения ФГОС в школе».
Старт проекту дал педагогический совет «Концепция образовательных стандартов второго поколения: традиции и инновации» (ноябрь 2010 год) , на котором педагоги школы объединились в творческие группы для работы над проектом (ни один учитель при этом не остался в стороне от проектной деятельности).
Разработаны программы: «Основная образовательная программа НОО на 2010-2014 (1-4 классы)», «Основная образовательная программа ООО на 2012-2017 (5-9 классы)», «Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся», «Программа форм ирования здорового и безопасного образа жизни», «Программа воспитания и социализации обучающихся», «Школа успеха (выявление и поддержка одарённых детей)».
Методическая работа в школе в условиях введения новых образовательных стандартов опирается на «зону ближайшего профессионального развития». В качестве «зоны ближайшего профессионального развития» определена та зона, в которой педагог с помощью своих коллег, ученых, изучаемой литературы может разрешить возникшие проблемы в профессиональной деятельности. При этом «зона ближайшего профессионального развития» для каждого педагога индивидуальна. При реализации данного направления изучаются профессиональные трудности, выявляются проблемы в деятельности педагога при внедрении ФГОС; актуализируются необходимые для профессионального роста знания и умения, оказывается помощь педагогу в осознании своих профессиональных трудностей; определяется индивидуальная траектория при повышении квалификации; составляется план самообразования, программы профессионального роста педагога основе разработанной системы моральных и материальных стимулов, опираясь на «Положение о порядке распределения стимулирующей части фонда оплаты труда работников муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1», в школе созданы условий для формирования мотивации профессионального самосовершенствования педагогов. Среди мотивов выделяются следующие: мотивы успеха, преодоления профессиональных затруднений, направленные на улучшение материального благополучия, профессионального признания, карьерного роста.
Использование материального и морального поощрения позволяет:
систематически отслеживать результаты деятельности; давать объективную оценку профессионального роста педагогов и педагогического коллектива в целом; оказывать помощь педагогу, педагогическому коллективу в определении тех сфер деятельности, где можно достичь успеха, проявить свои сильные стороны, показать образец решения проблемы для других своих коллег; определить систему средств, побуждающих каждого к поиску и творчеству, с учетом особенностей педагогов, их возможностей; разработать положение о коллективных и индивидуальных конкурсах, смотрах по результатам инновационной, творческой деятельности педагогов; осуществлять поддержку, поощрение инициативы педагогов при решении профессиональных проблем, целенаправленно занимающихся самообразованием.
Методическое сопровождение ФГОС ООО предполагает то, что каждый педагог может объединиться с другими педагогами или включиться в работу специально организованных групп (творческие, рабочие, по интересам). При этом необходимо отметить, что особо обращается внимание на:
-
изучение профессиональных проблем, потребностей педагогов;
-
предоставление возможности каждому педагогу выбирать свои способы и формы повышения мастерства, добровольно участвовать в различных семинарах, на курсах и в других формах методической работы, возможность самому педагогу предложить индивидуальную форму повышения квалификации, в том числе и дистанционно.
Для постоянного профессионального роста педагогов, а также учета уровня их реальной профессиональной готовности к внедрению ФГОС ООО требуется:
-
целостность, систематичность методической деятельности в школе;
-
согласованность и координация деятельности всех педагогов, работающих по ФГОС ООО;
-
сохранение традиций, ранее используемых эффективных форм методической работы, а также внедрение новых;
-
учет опыта, уровня подготовленности педагога, а также определение перспектив его профессионального роста,
-
выбор форм и методов методической работы, обеспечивающей развитие творческих способностей и предусматривающей большую самостоятельность и ответственность педагога.
слайд 8
Методическое сопровождение Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования в течение 2012-2013 учебного года в нашей школе осуществлялось по следующим направлениям:
-
создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей введение ФГОС ООО,
-
создание организационного обеспечения введения ФГОС ООО,
-
кадровое обеспечение и поддержка педагогов при введении ФГОС ООО,
-
материально-техническое обеспечение введения ФГОС ООО,
-
создание информационного обеспечения введения ФГОС ООО,
-
работа с родителями, общественностью,
-
организация оптимальной модели внеурочной деятельности.
слад 9 Организация методической работы в школе по сопровождению введения ФГОС осуществляется в соответствии со следующей структурой:
В школе работает методический совет. В состав методического совета входят руководители школьных методических объединений и заместители, руководит директора по учебно-воспитательной и воспитательной работе. Методический совет работает совместно с вновь организованным советом по введению ФГОС, осуществляет анализ учебных планов, программ, результатов инновационной деятельности учителей и школы в целом.
Совет по введению новых ФГОС сформировал рабочую группу (приказ №07/4-од от 12.05.2010). Директором школы было утверждено «Положение о рабочей группе по внедрению ФГОС ООО». На заседаниях группы определены изменения и дополнения в образовательной системе школы: изменения в учебных программах, новых программах по предметам; изменения в образовательных технологиях, введение новых технологий, изменение форм контроля образовательного процесса и оценки его результатов; изменения для создания системы внеурочной деятельности, поддерживающей процесс обучения.
Разработана и утверждена Основная образовательная программа начального общего и основного общего образования школы, которая рассматривалась на заседании Педагогического совета с учётом типа и вида нашего образовательного учреждения, а также образовательных потребностей и запросов участников образовательного процесса.
Школой разработан и утвержден план-график мероприятий по обеспечению введения ФГОС ООО в МКОУ СОШ№1 .
Для повышения эффективности методической работы педагогам необходимо постоянно совершенствовать свое профессиональное мастерство через курсы повышения квалификации, семинары, самообразование. слайд
Уровень профессиональной готовности педагогов нашей школы к введению ФГОС ООО
Главная роль в реализации основных требований стандарта второго поколения отведена учителю. Учитель новой школы должен обладать целым рядом профессиональных компетентностей, чтобы грамотно управлять качеством образовательного процесса, в условиях введения ФГОС расширяется содержание этих компетентностей: слайд 11
-предметно-методологическая компетентность (знания в области преподаваемого предмета; ориентация в современных исследованиях по предмету; владение методиками преподавания предмета),
- психолого-педагогическая компетентность (теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов ученика, умение использовать эти знания в конструировании реального образовательного процесса),
- компетентность в области валеологии образовательного процесса (теоретические знания в области валеологии и умения проектировать здоровьесберегающую образовательную среду-урок, кабинет),
- компетентность в сфере медиа-технологии и умения проектировать дидактическое оснащение образовательного процесса (практическое владение методиками, приемами, технологиями, развивающими и социализирующими учащихся средствами предмета),
- коммуникативная компетентность (практическое владение приемами общения, позволяющее осуществлять направленное результативное взаимодействие в системе «учитель-ученик»),
- исследовательская компетентность (умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент по внедрению инноваций),
- компетентность в сфере трансляции собственного опыта (умение транслировать собственный положительный опыт в педагогическое сообщество - статьи, выступления, участие в конкурсах),
- акмеологическая компетентность (способность к постоянному профессиональному совершенствованию, умение выбрать необходимые направления и формы деятельности для профессионального роста).
Изменяются требования к результатам освоения ООП ООО (необходимо учитывать введение трех видов результатов: предметные, метапредметные, личностные). Изменяются содержание и методы контроля планируемых результатов, вводятся новые формы и методы оценки результатов, ориентированных на открытость, множественность субъектов, накопительный характер оценки.
Задача повышения профессионального мастерства педагогов для эффективного управления качеством образовательного процесса зависела от организации работы школьной методической службы в условиях подготовки к введению ФГОС.
Для того чтобы спланировать работу с педагогами, необходимо было знать уровень их готовности к работе по новым стандартам. Для этого использовали лист самооценки для учителей.
На основе данных самоанализа были определены разные формы работы с педагогами в зависимости от их готовности к новым условиям:
а) с опытными педагогами: участие в подготовке и проведении педсоветов, обучающих семинаров; семинаров-практикумов, наставничество, мастер-классы, работа в проблемно-творческой группе, работа над систематизацией дидактического материала в соответствии с требованиями ФГОС;
б) с педагогами, нуждающимися в методической поддержке: самообразование, посещение уроков опытных учителей, прикрепление к учителю-наставнику.
Оценить работу научно-методического сопровождения и обеспечения профессионального роста педагогических кадров образовательного учреждения можно только при разработанной мониторинговой системе, где определены основные критерии оценки.
Для мониторинга методического сопровождения в нашей школе были обозначены следующие критерии:
-
количество охваченных методической работой, формальная квалификация педагогов, число авторских образовательных программ и т.п.,
-
субъективная оценка педагогами методической работы в школе,
-
качество обеспечения оптимального вхождения работников образования в систему ценностей современного образования,
-
качество освоения новой системы требований к структуре основной образовательной программы, условиям ее реализации и оценке достижений обучающихся,
-
качество овладения учебно-методическими и информационно-методическими ресурсами, необходимыми для успешного решения задач ФГОС,
-
повышение уровня знаний, мастерства, квалификации,
-
степень интереса к проводимым мероприятиям по ФГОС.
Методы оценки качества методической работы:
-
неформальные интервью,
-
дискуссии,
-
психологические тесты,
-
опросы (анкетирование, тестирование),
-
аттестация,
-
представление передового педагогического опыта,
Опытными учителями проведены мастер-классы с показом учебных ситуаций, продемонстрировавшие деятельностный подход в обучении, направленный на формирование УУД (использовался опыт учителей начальной школы, в которой новый ФГОС НОО начал уже действовать с сентября 2010 года).
В 2011 году учителя начальной школы выступили на педагогическом совете с по вопросам введения ФГОС НОО. В сентябре 2012 года на круглый стол «Внедрение ФГОС в основной школе» были приглашены учителя, работающие в 4-х классах. Диагностику сформированности УУД в начальной школе представила из опыта работы Тишонок И.М. О месте универсальных учебных действий в структуре образовательной программы основной школы и их связи с учебными предметами, особенностях формирования УУД рассказала И.Г. Осечкова. О готовности 4-х классов к переходу в среднюю школу информировали классные руководители 4-х классов Л.В. Жильникова и Р.М. Фещенко. С программой психологического сопровождения ФГОС ООО познакомила педагог-психолог О.А. Титоренко. Результаты деятельности проектных групп были внесены в разработку ООП.
Параллельно ведётся индивидуальная методическая работа: учителя направляются на курсы повышения квалификации, готовят открытые уроки, организуют наставничество, разрабатывают методическую тему или оформляют её в систему.
Есть заметные изменения профессиональной компетенции учителей школы:
-
положительная мотивация заметно растет;
-
многие учителя расширили представление о содержании ФГОС нового поколения;
-
повысилось методическое мастерство педагогов в процессе освоения ими новых технологий, в частности проблемной проектной модульной технологии;
На родительском собрании в 5-ых классах родители узнали, что новые образовательные стандарты, включающие три группы требований:
-
требования к структуре образовательных программ,
-
требования к условиям реализации образовательных программ
-
и требования к результатам их освоения.
Родители узнали, что Основная образовательная программа образовательного учреждения – это обязательства учреждения, которые оно на себя берет. Заключая договор со школой, родители знакомятся с программой, чтобы понимать, на какой результат нацелена школа. Родители могут предъявить школе претензии в случае невыполнения положений программы.
До сведения родителей доведено, что в основе нового стандарта лежит системно - деятельностный подход, который предполагает:
-
воспитание и развитие таких качеств личности, которые будут отвечать требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества;
-
познание и освоение мира должны стать целью и основным результатом образования;
-
использование разнообразных организационных форм для обучения, при обязательном учете индивидуальных особенностей каждого обучающегося (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья)
-
Реализация системно-деятельностного подхода предполагает обновление содержания образования за счёт введения новых программ, обновление средств обучения за счёт использования новых педагогических технологий, таких, как проблемное и исследовательское обучение, обучение на основе «учебных ситуаций», информационные и коммуникационные технологии.
Новые образовательные стандарты являются по сути общественным договором между семьей, обществом и государством, в котором государство выдвигает ученику требование определённого уровня образованности, а ученики и родители – требование от государства качественного выполнения взятых на себя обязательств по предоставлению образовательных услуг. (слайд 14)
Родителям был представлен и портрет выпускника, который должен сформироваться при условии реализации новых стандартов на каждой ступени обучения:
- любознательный, активный и заинтересованно познающий мир
|