Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2017 » Февраль » 13 » Роль личности учителя в современном образовании
17:46
Роль личности учителя в современном образовании

Научно-практическая конференция

«Мои педагогические исследования»

 

СОВРЕМЕННЫЙ УЧИТЕЛЬ - КАКОЙ ОН?

Автор работы: Черкасова Елена Михайловна

МКОУ СОШ №1

Чулымского района

 

2014

В тексте президентской инициативы «Наша новая школа» Д. Мендеведев заявляет: “Новая школа - это новые учителя, открытые ко всему новому, понимающие детскую психологию и особенности развития школьников, хорошо знающие свой предмет. Задача учителя - помочь ребятам найти себя в будущем, стать самостоятельными, творческими и уверенными в себе людьми. Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя - ключевая особенность школы будущего.»

В современных условиях обновления нашего общества роль и значение учителя сложно переоценить. В значительной мере от его труда и усердия зависит образование народа, культурное и нравственное развитие общества, а также пути дальнейшего развития страны.

Существенный вклад в разработку теоретических и методологических вопросов личности и профессии учителя был сделан: П.Ф.Каптеровым, Ф.Н. Гоноболиным, Э.А.Карандашевым, В. А. Кан-Каликом, Н. В. Кузьминой, В. А. Сластёниным, С.В. Кондратьевой, В.А. Крутецким, Ю.Н. Кулюткиным, А.И. Щербаковым, А.К. Марковой, Л.М. Митиной.

Актуальность данной работы определяется её направленностью на изучение одной из фундаментальных проблем педагогической психологии, а именно проблемы личности учителя, психологическое содержание профессиональной деятельности которого резко трансформируется в условиях перехода на ФГОС и старения педагогических кадров с другой стороны. В школе работают преданные делу, ответственные люди, но в силу привычки сложно адаптируются к новым требованиям, предъявляемым государственными стандартами – проектная работа, работа в группах, формирование УУД и т.д., но на данный этап времени большинство учителей преодолели первый шок и адаптировались к новым социальным запросам общества, учеников и их родителей.

Цель исследования заключается в изучении соответствия идеального и реального образа учителя.

Исходя из вышесказанного, можно предположить, что идеальный образ современного педагога соответствует реальному образу. Это предположение составляет гипотезу моей исследовательской работы.

Объектом исследования является личность учителя.

Предмет исследования – соответствие идеального и реального образа учителя.

Для реализации поставленной цели и подтверждения гипотезы необходимо решить ряд задач:

1. В психолого-педагогической литературе рассмотреть требования к личностным качествам педагога.

2. Определить образ учителя в восприятии и понимании учеников и родителей и самих учителей.

3. Обосновать диагностические методы исследования для выявления соответствия идеального и реального образа учителя.

4. Сделать анализ и интерпретацию полученных результатов эмпирического исследования.

Методы исследования:

1) теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

2) эмпирический метод: анкетирование, контент-анализ;

3) методы качественной и количественной обработки эмпирических данных: t-критерий Стьюдента;

4) методы моделирования и содержательной интерпретации.

Используемые методики: Методика диагностики межличностных отношений Лири, модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича.

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №1 Чулымского района с участием 35 учащихся 10 классов , 30 родителей и 20 педагогов.

 

  1. Теоретико-методический анализ образа учителя в педагогической  литературе

1.1 Психологические требования к личности педагога

Ещё в конце XIX веха П. Ф. Каптерев, [5, c.35] выдающийся русский педагог и психолог, показал в своих исследованиях, что одним из важных факторов успешности педагогической деятельности являются личностные качества учителя.Он указал на необходимость наличия у учителя таких качеств, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, скромность, наблюдательность, причём особое внимание он уделял остроумию, ораторским способностям, артистичности. К важнейшим качествам личности учителя можно и нужно отнести готовность к эмпатии, т. е. к пониманию психического состояния учеников, сопереживанию и потребность к социальному взаимодействию. В трудах учёных большое значение придаётся педагогическому такту, в проявлении которого выражается общая культура учителя и высокий профессионализм его педагогической деятельности.

При рассмотрении качеств педагога как субъекта деятельности исследователи как бы разграничивают профессионально- педагогические качества, которые могут быть очень близки к способностям, и собственно личностные. К важным профессиональным качествам педагога А. К. Маркова [5, c.37] относит: эрудицию, целеполагание, практическое и диагностическое мышление, интуиция, импровизация, наблюдательность, оптимизм, находчивость, предвидение и рефлексия, причём все эти качества в данном контексте понимаются только в педагогическом аспекте. Профессионально-значимые качества личности учителя у А. К. Марковой близки к понятию «способность». Например, «педагогическая наблюдательность — способность по выразительным движениям читать человека, словно книгу». «Педагогическое целеполагание — это способность учителя вырабатывать сплав из целей общества и своих собственных и затем предлагать их для принятия и обсуждения ученикам». Существенно, что многие из этих «качеств» соотнесены непосредственно с самой педагогической деятельностью.

Рассматривая так же, как и А. К. Маркова, профессионально-значимые качества педагога, Л. М. Митина[5, c.42]  соотносит их с двумя уровнями педагогических способностей — проективными и рефлексивно-перцептивными. В исследовании Л. М. Митиной были выделены более пятидесяти личностных свойств учителя. Приведу список этих свойств: - вежливость, - вдумчивость, - взыскательность, - впечатлительность, - воспитанность, - внимательность, - выдержка и самообладание, - гибкость поведения, - гражданственность, - гуманность, - деловитость, - дисциплинированность, - доброта, - добросовестность, -доброжелательность, - идейная убеждённость, - инициативность, - искренность, - коллективизм, - политическая сознательность, - наблюдательность, - настойчивость, - критичность, - логичность, - любовь к детям, - ответственность, - отзывчивость, - организованность, - общительность, - порядочность, - патриотизм, - правдивость, - педагогическая эрудиция, - предусмотрительность, - принципиальность, - самостоятельность, - самокритичность, - скромность, - справедливость, - сообразительность, - смелость, - стремление к самосовершенствованию, - тактичность, - чувство нового, - чувство собственного достоинства, - чуткость, - эмоциональность.

Этот общий перечень свойств составляет психологический портрет идеального учителя. Стержнем его, его сердцевиной являются собственно личностные качества — направленность, уровень притязании, самооценка, образ «Я».

Одним из основных профессионально-значимых качеств личности педагога является «личностная направленность». Согласно Н. Е. Кузьминой [5, c.37], личностная направленность является одним из важнейших субъективных факторов достижения вершины в профессионально-педагогической деятельности. В общепсихологическом смысле направленность личности определяется как совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности, характеризуемая интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека. Расширяя это определение применительно к педагогической деятельности, Н. В. Кузьмина включает в него ещё и интерес к самим учащимся, творчеству, педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Выбор главных стратегий деятельности обусловливает, по Н. В. Кузьминой, три типа направленности: 1) истинно педагогическую, 2) формально педагогическую и 3) ложнопедагогическую. Только первый тип направленности способствует достижению высоких результатов в педагогической деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог». Основным мотивом истинно педагогической направленности является интерес к содержанию педагогической деятельности. В педагогическую направленность, как высший ее уровень, включается призвание, которое соотносится в своём развития с потребностью в избранной деятельности. На этой высшей ступени развития — призвания — «педагог не мыслит себя без школы, без жизни и деятельности своих учеников».

Возрастание роли профессионализма в современных условиях с особой остротой ставит проблему профессиональной компетентности специалиста.

Что же включает в себя понятие "профессиональная компетентность"? Чем она отличается от привычных, встречающихся в педагогической литературе знаний, умений, навыков? Профессиональная компетентность - это интегративное качество личности специалиста, включающее систему знаний, умений и навыков, обобщенных способов решения типовых задач.

Формирование профессиональной компетентности зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.

Важной характеристикой социально-психологической направленности педагога является тип педагогической центрации [7, c.106].

Центрация – это избирательная направленность педагога на разные стороны педагогического процесса.

Выделяются 6 типов центрации:

– конформная – центрация на интересах, мнениях коллег;

– эгоцентрическая – центрация на интересах, потребностях своего Я;

– гуманистическая – центрация на интересах детей. Педагогов с такой центрацией отличает внимание и чуткое отношение ко всем учащимся;

– центрация на интересах, требованиях администрации. Характерна для педагогов с нереализованными индивидуальными особенностями в силу их исполнительности и репродуктивного характера деятельности;

– центрация на интересах родителей. Встречается у педагогов, попавших в зависимость от родителей своих учеников;

– методическая, или познавательная – центрация на содержании, средствах и методике преподавания.

А. К. Маркова пишет о профессиональном педагогическом самосознании учителя, т. е. о комплексе представлений учителя о себе как профессионале. [12, c.34].Оно включает в себя следующие составляющие:

1. Осознание учителем правил, норм, модели своей профессии как эталонов для осознания своих качеств. В этом складываются основы профессионального мировоззрения.

2. Осознание этих качеств у других людей, сравнение себя с неким профессионалом средней квалификации, как абстрактным, так и в образе своего коллеги по профессии.

3. Учет оценки себя как профессионала со стороны других людей - учеников, коллег, руководства, ожиданий со стороны других.

4. Самооценивание учителем своих отдельных сторон.

5. Положительное оценивание учителем самого себя в целом, определение своих положительных качеств, перспектив, создание позитивной Я-концепции.

1.2.  Образ учителя в восприятии и понимании старшеклассников.

Ученики старших классов заметно устойчивее сдержаннее в поступках и суждениях по сравнению с младшими школьниками, но продолжают судить учителей, не умеющих общаться на равных, так же строго и жестко. Они уже адаптированы к особенностям своих преподавателей, знают их сильные и слабые стороны и умеют этим пользоваться. Как личности они уже более сформированы и устойчивы, достаточно критичны к себе и окружающим, умеют заставить себя следовать определенным правилам, "держать себя в руках". Они также более снисходительны к недостаткам других, могут к ним приспособиться и даже эксплуатировать их. В учителе очень высоко ценят педагогические и личностные качества, а к остальным более снисходительны. Часто выбирают любимых учителей в качестве примера для подражания, если они соответствуют их идеалу человека и специалиста. Очень чувствительны к морально-этическому облику. Они прекрасно отличают существенное и ценят профессиональные достижения учителей. В то же время могут и снисходительно относиться к определенным их недостаткам, если считают их несущественными.

Старшеклассники не так сильно зависят от личности и воли учителя, умеют дистанцироваться от них и обесценивать их требования вплоть до полного неприятия. В иных ситуациях даже трудно определить, кто кому подчиняется, особенно если учитель слабоволен и неуверенно себя чувствует в преподаваемом предмете или обстановке. Можно отметить, что большинство школьников к большинству преподавателей относятся хорошо, любят их и ждут от них многого: знаний, понимания, любви, доверяются им всем сердцем. Но они очень переживают, когда эти ожидания не оправдываются или, того хуже, грубо разрушаются злобой, презрением, раздражением, нежеланием, неумением и несостоятельностью. И тогда подростки начинают мстить. Вначале наивно: рисуют карикатуры, дают клички, а к моменту окончания школы – вполне осознанно и ядовито. Это – внешняя сторона, внутри у каждого свое горе: дети боятся, нервничают, плачут, не хотят ходить в школу, ненавидят определенные дисциплины, учителей в целом, школу и вообще взрослых (безусловно, не все дети через это проходят). Причин для подобного положения более чем достаточно: ведь школа – это слепок с общества, в котором детям предстоит жить. Но и школьники, вырастая, начинают реализовывать те модели взаимоотношений, которые они усвоили в школе. Поэтому так важно учителю не только совершенствовать свое педагогическое мастерство и увеличивать запас психологических знаний, но и уметь выбирать адекватные формы общения, которые не обижают и не унижают ни одну из сторон. Как это сделать, дети подскажут сами, нужно только периодически знакомиться с их потребностями и не относиться предвзято к мнениям, которые они высказывают [11, c.59].

  1. Идеальный образ учителя в понимании родителей

 

Одна из значимых профессиональных обязанностей учителя – это организация такого сотрудничества с родителями учащихся, чтобы оно дополняло его педагогические действия, составляя специфическую сферу родительского влияния. Отношения "учитель – родители учащихся" являют собой значимый педагогический фактор, который оказывает большое воздействие на нравственную жизнь учащихся [10, c.148]. Самое большое требование современные родители предъявляют к таким профессиональным качествам учителя, как универсальная образованность, эрудиция, информированность, прогрессивность, способность вести интересные уроки, давать интересные полезные знания.

Родители не обходят вниманием внешний вид и стиль учителя, то есть он должен современно и стильно одеваться. В общем, учитель должен быть широко образованным, добрым, чутким, интеллигентным, красивым, хорошим психологом, то есть в идеальном сознании образ учителя – это образ универсального человека. Между тем, далеко не всегда учителю удаётся осуществлять ведущую роль в сотрудничестве с родителями учащихся. Противоречия между учителем и родителями учащихся возникают по разным причинам. В их числе разобщённость интересов; большое число обязанностей, которые предъявляются сторонами друг к другу; различие типов отношений к ребёнку; различный уровень педагогической квалификации. Непомерно большое количество обязанностей, которые предъявляются сторонами в самой общей форме без учета возможностей и обстановки, в силу их невыполнимости на практике ведут к непониманию, неблагодарности, досаде. С другой стороны, повышенный уровень требований свидетельствует об особом статусе учителя, высоком уровне ожиданий от него. Уже подчеркивалось, что родители учащихся и учитель – это две стороны, взаимно ответственные за воспитание ребенка перед обществом. Педагогическая целесообразность этого требования основана на необходимости всесторонней информации о ребенке и учете ее в работе учителя, а также на необходимости преодоления разнобоя в требованиях по отношению к ребёнку между сторонами. При этом контакты учителя с родителями учащихся должны носить постоянный характер. Причины нежелания учителя устанавливать контакты с родителями учащихся могут лежать в области высокой самоуверенности в своих педагогических возможностях, равнодушии, отсутствии чувства сознания и ответственности.

Педагогу важно наладить контакт с родителями учащихся, сделать их союзниками в деле воспитания. В оптимальном варианте педагог должен стать частью семейной микросреды (как ближайший советчик родителей в вопросах обучения и воспитания их детей), а родители ученика – частью его школьной микросреды (как участники общего педагогического процесса).

Таким образом, идеальный образ учителя – это образ человека: строгого, склонного к самопознанию, самоопределению и саморазвитию, стремящегося к формированию у самого себя профессионально значимых качеств личности, обладающего профессиональным мастерством, креативного, творческого, харизматичного.

Глава 2. Эмпирическое изучение соответствия реального образа учителя идеальному

2.1    Организация и методы исследования

Цель эмпирического исследования заключается в изучении соответствия идеального и реального образа учителя.

Исследование проводилось на базе 10 классов МКОУ СОШ №1. Всего в анкетировании участвовало 35 учащихся 10а и 10б класса 30 родителей учеников, участвовавших в исследовании и 26 учителей (в опросе принимали участие учителя русского языка и литературы, физики, биологии, физкультуры, английского языка, истории, географии и математики, информатики)

Для достижения цели данной работы, использовались следующие методики:

  1.       модифицированная методика ценностных ориентаций Рокича с целью изучения представлений учеников, учителей и родителей об идеальном образе учителя (участвовали обучающиеся, учителя и родители) (см. приложение 1);
  2.       методика диагностики межличностных отношений Т.Лири с целью выявления соответствия Я-реального и Я-идеального образа учителя (участвовали учителя) (приложение 2).

2.2 Анализ и интерпретация полученных результатов

Проанализировав анкеты учащихся, было определено, что:

26% учащихся хотели бы, что педагогом был мужчина, 16% хотели бы видеть педагогом женщину, а остальные 58% полу педагога не придают значения (Рис. 1).

Возраст учителя: 13% - от двадцати пяти до тридцати лет, 45% считают, что педагогом должен быть специалист от тридцати до пятидесяти пяти лет и для 42% возраст учителя не имеет значения. (Рис. 2)

  1. Профессиональные качества учителя:
  • 100% учащихся отметили, что педагог должен обладать глубокими профессиональными знаниями, повышать свою квалификацию, совершенствоваться как личность, быть ответственным человеком
  • 97% учащихся считает, что педагог должен быть пунктуальным и аккуратным.
  • 93% считают, что педагог должен быть коммуникабельным человеком
  • Также, 68% учеников считают, что педагог должен пропагандировать здоровый образ жизни, а 32% считает, что это его личное дело
  • 45% учащихся считают, что учитель должен быть строг по отношению к учащимся, в то время как 55% думают, что строгость на уроке ни к чему (Рис. 3).
  • 90% считает, что педагог должен обладать хорошим чувством юмора, так как это располагает к нему учащихся, 10% считает, что чувство юмора не имеет никакого значения (Рис. 4).

Проанализировав данные, полученные путем анкетирования родителей учащихся,  определяем идеальный образ современного педагога с точки зрения родителей – это квалифицированный специалист,  творческая личность, не только обладающая глубокими знаниями своего предмета, но и инфорированная данными других областей науки, которые каждый день пополняются; человек аккуратный, пунктуальный, активный, дисциплинированный, коммуникабельный, пропагандирующий здоровый образ жизни, стремящийся к саморазвитию и самосовершенствованию. Педагог должен сотрудничать с родителями, из чего можно сделать вывод, что, в свою очередь, они тоже готовы идти ему на встречу.

Проведя анализ анкетирования учителей разных предметов, делаем следующий вывод: по мнению опрошенных учителей, современный педагог – это квалифицированный специалист, обладающий глубокими знаниями преподаваемого предмета, это прогрессивный человек, интересующийся событиями, происходящими в мире. К сожалению, этот человек не следит за модой и не считает нужно одеваться стильно, зато он обладает такими качествами, как терпимость, дисциплинированность, аккуратность и пунктуальность.

Теперь, проведем сравнительный анализ. Результаты представлены в таблице ( приложении 3).

Полученные результаты показывают, что мнения педагогов, родителей и учащихся соответствуют образу идеального учителя.      Из сравнительного анализа следует, что современный педагог должен: иметь глубокие профессиональные знания, пропагандировать здоровый образ жизни; быть честным, внимательным, коммуникабельным; обладать организаторскими способностями; быть терпимым. Желаемый возраст учителя – от 35 до 60 лет, желаемый пол – женский. Также стоит отметить такие качества, как ровное отношение ко всем учащимся, обладание твердой волей, активность, независимость, чувство юмора на уроке. Строгость по отношению к ученикам, и участие в межличностных отношениях учащихся отодвигается на задний план. Современная образовательная доктрина предполагает перевод отношений педагога и ученика на уровень сотрудничества, предусматривающего совместную деятельность по достижению целей образования, при таком подходе педагог создает условия творчества на уроке и необходимость излишней строгости естественно отпадает. Но в таких условиях важно не перейти на уровень панибратства и вседозволенности с одной стороны и вторжения в личную жизнь подростков без их на то желания, с другой. Для успешного балансирования здесь нужен такт и жизненный опыт учителя.

Методику диагностики межличностных отношений Т.Лири (приложение 2) проходили учителя со стажем работы от одного до 51-ого года. Средний стаж педагогической деятельности составил 21 год. Общий объем выборки 20 человек в возрасте от 23 до 69  лет, из них трое мужчин остальные женщины.(приложение 4).

Диагноста осуществлялась при работе с парами педагогов входящими в один дисциплинарный цикл. Инструкция: "Уважаемые педагоги, вам предложено пройти тестирование. Для нас очень важно ваше мнение. Прошу обратить внимание на лист, где представлены характеристики личности и бланк ответов, необходимо указать ваш возраст и стаж, фамилию и имя отчество укажите сокращенно. Ваша задача внимательно прочесть характеристики личности и заполнить бланк ответов. В первом случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему реальному профессиональному образу "Я". Во - втором случае укажите, пожалуйста, те характеристики, которые соответствуют вашему идеальному профессиональному образу "Я", к которому вы стремитесь в процессе профессиональной деятельности". Время выполнения до 40 минут.

Полученные результаты исследования профессиональной идентичности педагогов с разным стажем работы обработала, применяя метод t-критерий Стьюдента, при помощи программы Excel.

Результаты диагностики межличностных отношений педагогов с различным стажем работы по методике Лири представлены в таблице 2.

                

Просмотров: 460 | Добавил: Cherkasova_e_m | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
avatar
Воскресенье, 22.12.2024, 18:06
Приветствую Вас Гость
Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Февраль 2017  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • База знаний uCoz